Что такое ESP и как она работает

Именуемая в простонародье системой динамической стабилизации автомобиля, ESP призвана обеспечить, за счет взаимодействия комплекса датчиков и сервомеханизмов, справиться с управлением в критических ситуациях. Особенно актуальным действие современной электроники является при необходимости выполнения ускоренного выполнения ходовых манёвров на сложных участках движения или в экстренных случаях – занос, слабоуправляемое движение, рефлекторные действия водителя.

принцип работы esp

История ESP

Первые прототипы ESP появились еще в шестидесятых годах прошлого тысячелетия под названием «Устройство электронного контроля устойчивости» и показали успешные результаты при эксплуатации в авиапромышленности. Первое экземпляры нашли свое применение на авиалайнерах в качестве механизма, обеспечивающего устойчивость воздушного судна при взлете-посадке либо отложенном влете.

Уже в 1987 году немецкие автомобильные концерны первыми в мире поставили на поток оснащение своих машин системами контроля тяги, иначе именуемыми противобуксовочными устройствами. Вплоть до 1992 года существовали два независимых друг от друга устройства, осуществляющие контроль над различными частями автомобиля и уже в 1992-м, благодаря усилиям немецких инженеров, объединились в уже известную ныне ESP.

В разных частях света существуют разные названия, суть которых заключается в обеспечении дорожной безопасности – DSC, VSC, ESC, DSTC, VDC…

Конечно ESP, как и любое новое изобретение, прошла нелегкий путь развития от опытных и неудачных образцов, недостатки которых удалось выявить только после выпуска их на массовый рынок, до вполне работоспособного серийного экземпляра. С начала же 2010 года, оснащение авто новым комплексом дорожной безопасности, в некоторых странах, стало обязательным условием для допуска на рынок автопрома. Первопроходцем стал Израиль и, в течение 2010–2011 годов, за ним последовали многие из европейских стран – Канада, Австралия, прочие страны Евросоюза. Соединенные Штаты Америки присоединились к новому стандарту в числе последних – в 2011 году, ограничившись пассажирскими авто весом до 10 тыс. фунтов.

доля использования esp

Принцип работы ESP

В настоящее время система динамической стабилизации тесно связана с прочими механизмами, призванными обеспечить безопасность водителя автотранспортного средства и его пассажиров на опасных участках дороги и сложных маневрах ­ ABS, антипробуксовочная система, блок управления двигателем.

Таким образом, выступая в качестве связующего звена или координационного органа, в состав ESP входят:

  1. Электронный блок управления, построенный на базе специализированного микроконтроллера. Служит для обработки поступающих сигналов от всевозможных сенсоров, размещенных в критически важных частях автомобиля.
  2. Датчики скорости вращения колесных пар. Дает возможность управляющему блоку оценить линейную скорость движения.
  3. Датчики положения рулевого блока. Позволяет рассчитать смещение вектора движения относительно положения рулевого колеса.
  4. Датчики давления жидкости в тормозной системе. Необходимы для управления системой ABS.
  5. Датчики поперечного ускорения. Служат для передачи информации о наличии бокового скольжения и вектор его направления.
  6. Датчики угловой скорости в вертикальной проекции. На основании этого сигнала высчитывается величина бокового скольжения.

усройство ESP

Последние два сенсора являются самыми важными в системе контроля, ведь именно они определяют момент начала заноса и своевременно дают команду на выполнение контраварийного маневра.

За счет постоянного и непрерывного анализа поступающей информации, контроллер сравнивает фактические курсовые показатели с теми, которые были заложены в его память инженерами при проектировании и изготовлении. Любые отклонения, возникающие в процессе анализа, от запрограммированных нормативных показателей свидетельствуют о наступлении опасной ситуации и контроль над управлением переходит к ESP. Та, в свою очередь, подает управляющие сигналы на колеса посредством взаимодействия с блоком АБС, обладающим возможностью регулировки давления в тормозной системе, и на блок управления двигателем для изменения крутящего момента за счет подачи топлива.

Таким образом, ESP объединяет все автоматизированные блоки автомобиля в единый конгломерат, имеющий своей задачей обеспечить безопасность движения в сложных условиях.

Действие системы

Являясь неотъемлемой частью современного автомобиля, электронная система стабилизации постоянно находится в активном состоянии, производя непрерывный мониторинг скоростных и курсовых данных в любом режиме езды. Неважно разгон ли это, торможение или даже езда накатом – неусыпный контроль стоит на страже безопасности ездока и в зимнее время, регулируя автоматику трансмиссии для более гладкого движения.

Естественно, для автоматического включения зимнего режима машина должна быть оснащена автоматической коробкой передач с электроуправлением.

Пример наиболее простого алгоритма поведения, заложенного в микропроцессор:

  1. Начало маневра поворота.
  2. Датчик фиксирует событие заноса задней оси и передает информации в контроллер.
  3. Автоматика анализирует текущую ситуацию и принимает решение на основании имеющегося набора алгоритмов.

В зависимости от ситуации порядок действий будет разным:

  1. Ситуация находится в пределах допустимых условий: ничего не делать.
  2. Ситуация выходит за рамки допустимых пределов: Снижение топливоподачи для уменьшения ускорения. Если принятых мер недостаточно – торможение одной или обоих колесных пар посредством подачи соответствующей команды на ABS.

Мешает ли ESP водителям?

Благодаря многократно протестированным и опробованным в реальных дорожных ситуациях программным алгоритмам, нормальная ESP не доставляет никакого дискомфорта при обычном стиле вождения. То есть при езде по городским дорогам, автотрассам и автомагистралям работа микропроцессора никак не отражается на поведении машины. Ее действие проявляется лишь в критических ситуациях, когда навыков и реакции водителя оказывается недостаточно, чтобы избежать аварии.

В противоположность обыденным ситуациям, существует диаметрально противоположное мнение «лихачей», которые любят экстремальную езду, и профессиональных автогонщиков – автоматика не дает возможности выжать максимум из имеющейся техники, блокируя некоторые технические возможности. На практике такая ситуация встречается, например, в случае ручного выхода из заноса – нужно увеличить подачу топлива и дать больше газа, но автоматика не дает это сделать, принудительно ограничивая скорость.

Когда можно отключить систему контроля курса ESP

Хотя подавляющее большинство автомобилей позволяет деактивировать курсовой контроль специальной кнопкой, лучше этого не делать – не так уж много опытных водителей, обладающих способностью вручную справиться с любой предаварийной ситуацией.

Для тех, кто не мыслит существования без «лихой езды», есть возможность частичного блокирования противоаварийных алгоритмов. В таком режиме ESP включится в работу только при наступлении действительно экстремальной ситуации, и убережет незадачливого гонщика от ошибочных действий. Большинство же владельцев машин не обладают какими-либо навыками экстремального вождения, да и водительский стаж редко достигает впечатляющих показателей. Потому их гоночные изыски вполне удовлетворятся «прогазовкой» и минизаносом, что вполне допустимо с точки зрения умной электроники.

Другой типичной ситуацией, когда стоит избавиться от пристального и навязчивого взора автоматики, может послужить необходимость преодоления сложных участков дороги. Иногда состояние полотна столь плачевно, что приходится усиленно вращать рулевым колесом уже не ради лихачества, а ради того, чтобы попросту не отпали колеса – поистине бездонные ямы на просторах наших дорог знакомы каждому автолюбителю не понаслышке. И единственный способ уберечь дорогую технику заключается в резком маневрировании среди обилия неожиданных (а может и вполне ожидаемых, но неизбежных) препятствий.


Когда можно и нужно отключить контроль.

Являясь важнейшей частью комплекса безопасности современного автомобиля курсовой контроль поможет избегать типичных ошибок новичка при управлении транспортным средством. Особенно ярко действие электроники проявляется при сиюминутном ослаблении внимания с последующей попыткой инстинктивного вращения руля.

В то же время не стоит и всецело полагаться на работу умного микропроцессора, перекладывая на него ответственность за анализ дорожной ситуации – ESP лишь дополняет водителя и не выполняет функции «волшебного» автопилота, способного самостоятельно вести машину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Даю согласие на обработку моих персональных данных. Соглашаюсь с Политикой конфиденциальностии и Пользовательским соглашением