Причины неисправности печки в авто

Наверное, каждый второй автомобилист с наступлением холодов сталкивался с проблемой неработающего или слабо работающего отопления, когда поездка в автомобиле становится некомфортной. Особенно остро эта проблема касается владельцев старых отечественных автомобилей. Далее мы подробно рассмотрим с какими «симптомами» сталкиваются автолюбители и как их можно устранить в дороге.

Принцип работы системы охлаждения

В двигателях современных автомобилей работа системы охлаждения полностью автоматизирована. Управляющими сигналами для запуска системы охлаждения является срабатывание температурных датчиков.

устройство системы охлаждения авто

Постоянная циркуляция охлаждающей жидкости (антифриза) в системе охлаждения происходит за счёт непрерывной работы помпы. Непосредственно сам процесс охлаждения двигателя происходит в водяной рубашке двигателя, где происходит передача тепла от металлического корпуса к хладагенту.

При первом запуске двигателя, после долгого простоя, мотор и антифриз находятся в одинаково холодном состоянии. Для быстрого прогрева двигателя, при его запуске с холодного состояния, крышка термостата остаётся закрытой и жидкость, до определённой температуры, циркулирует по малому контуру охлаждения. По достижении определённой температуры, крышка термостата переходит в открытое положение, и жидкость начинает циркулировать по большому контуру, проходя через радиаторную решётку.

Радиатор изготовлен из металлов с высокой теплопроводностью и при прохождении через него потока воздуха происходит охлаждение антифриза. Если система охлаждения не справляется с отведением тепла (например, при движении на малых скоростях или в жаркий сезон), то по достижении определённой температуры антифриза срабатывает термодатчик, установленный в радиаторе, и запускается вентилятор. Охлажденная жидкость, вновь поступает в водяную рубашку двигателя.

В автомобилях с турбонаддуввом иногда устанавливается дополнительный контур для поддержания постоянной температуры наддувочного воздуха.

На просторах интернета вы можете наглядно увидеть принцип работы системы охлаждения автомобиля:

Поломки крана подачи антифриза

Кран отопителя печки регулирует количество подачи антифриза в систему охлаждения, и путь его циркуляции. При его поломке, в холодный сезон можно остаться без подогрева салона, а в летний период наоборот печка будет работать на максимум.

Проблема закисания крана является наиболее часто встречаемой на отечественных автомобилях.

Есть три основные поломки, с которыми вы можете столкнуться:

  1. Закисание крана. Данная неисправность – следствие длительного неиспользования печки в весенне-летний период. Вначале, эта проблема может проявляться, в виде слабого отопления даже при максимальном открытии крана. Если пытаться самостоятельно открыть кран силой, то его и вовсе можно сломать. Данная проблема не является критичной, но желательно ее устранять до наступления холодов.
  2. Подтекание, вследствие неполного закрытия крана. Происходит при изнашивании уплотнительного кольца и сальника. Проявляется в виде чрезмерного снижения уровня антифриза в бачке и появлением характерного запаха антифриза в салоне.
  3. Забивание крана мусором и продуктами разложения охлаждающей жидкости. Проявления такие же, как и при закисании, так как утрачивается возможность регулировать поток поступающей жидкости.

Неисправная помпа

Водяной насос (помпа) способствует циркуляции антифриза, и при его поломке существует высокий риск перегрева автомобиля.

Самый характерный признак – появление люфта шкива. Если вы не знаете где это можно увидеть под капотом, то достаточно лишь прислушаться к работе двигателя. Характерный звук – стук, при проскакивании через подшипник. Наличие люфта свидетельствует об изнашивании подшипников, они начинают сыпаться или просто могут выходить со своего места. Чтобы подтвердить свое предположение, покачайте рукой шкив, при этом люфт будет значительно выражен.

Более простой, но и не такой надежный способ, это положить под авто белую бумагу, к примеру, на ночь. Если наутро вы обнаружите что бумага мокрая, то можно сделать предположение о поломке водяного насоса. Если вы увидите на бумаге пятна желто-зеленого оттенка, то у вас произошла утечка антифриза.

Выход из строя вентилятора охлаждения

Существует всего три проблемы в работе вентилятора – он не работает вообще, слишком рано включается или работает постоянно. Данные поломки могут привести к перегреву транспортного средства, или наоборот препятствовать набору рабочей температуры.

Разберем подробнее каждую из поломок:

  1. Вентилятор не включается в работу. В данном случае, первым делом необходимо провести диагностику исправности термостата. Для этого при нагретом двигателе, касаемся рукой нижнего патрубка возле радиатора. Если он холодный — пора менять термостат. Следующим шагом осматриваем реле вентилятора, при его неисправности проводим замену. Далее осматриваем и проверяем на работоспособность мотор вентилятора и, в последнюю очередь, проверяем целостность проводки автомобиля.
  2. Вентилятор работает постоянно. Такое возможно из-за залипания контактов термореле вентилятора.
  3. Вентилятор рано включается. Чаще всего, мы сталкиваемся с данной поломкой при неисправности датчика температуры. Возможно установлен «неродной» датчик.

Завоздушенная система охлаждения

При появлении в двигателе воздушной пробки, нарушается нормальная циркуляция хладагента. Обнаружить это можно в любом состоянии двигателя. При перегреве – стрелка датчика температуры поднимется до красной отметки. В холодное время года в салон будет поступать холодный воздух.

Решить эту проблему можно двумя способами:

На старых автомобилях:

  1. Поставить машину так, чтобы передняя часть была приподнята.
  2. Открутить пробку радиатора, запустить двигатель и оставить поработать некоторое время на холостом ходу.

На современных автомобилях:

  1. Снять пробку расширительного бачка, завести двигатель и оставить работать на холостом ходу. Через некоторое время следует поднять обороты.
  2. Снять крышку расширительного бачка, отверстие накрыть чистой тряпочкой и на неё натянуть подходящую по диаметру резиновую трубку. Подать в бачок мощный поток воздуха (к примеру, с компрессора). С ослабленных патрубков отопителя будет сочиться хладагент. Процедуру необходимо закончить тогда, когда в системе пропадут пузырьки воздуха. Далее хомут устанавливается на место, а хладагент доливается «на холодную», до уровня 4–5 мм выше уровня минимума.

Проблемы термостата

Термочувствительный воск располагается внутри термостата ДВС. Когда он расширяется, то происходит сжатие резиновой камеры, что приводит к выталкиванию металлического штока.

устройство термостата

Существует две основные проблемы работы термостата:

  1. Заклинивание в закрытом состоянии. Вследствие этого происходит быстрый перегрев ДВС. Это проявляется в том, что при запуске стрелка температуры стремительно направляется вверх. Даже если температура на датчике достигнет девяносто градусов Цельсия – патрубок за термостатом останется холодным. Поездки на таком транспортном средстве категорически запрещены.
  2. Заклинивание в открытом положении. Хладагент постоянно циркулирует по большому кругу, из-за чего на прогрев двигателя требуется значительно больше времени. Но, даже при длительном прогреве, температура едва достигнет шестидесяти градусов Цельсия. В данной ситуации сразу после запуска авто, патрубок за термостатом становится теплым. Передвижение на холодном двигателе не рекомендуется, так как чрезмерная вязкость холодного масла приводит к повышенному износу деталей двигателя.

Не стоит забывать, что и перегрев и эксплуатация холодного ДВС крайне негативно сказывается на состоянии силового агрегата.

Все термостаты, даже на импортные автомобили, стоят крайне недорого, и являются неремонтопригодными.

Проблемы ГБЦ

Головка блока цилиндров – основание для газораспределительного механизма. В нем находятся масляные магистрали для узлов ГРМ, каналы для попадания топливовоздушной смеси и выведения отработанных газов, каналы системы охлаждения.

Основной причиной поломки является перегрев головки блока цилиндра, что приводит к ее деформации.

На бензиновых двигателях данная неисправность может приводить к продавливанию прокладки, из-под которой постоянно будут течь масло и хладагент. Прокладку могут продавливать выхлопные газы, из-за слишком высоких рабочих температур и давления.

На дизельных двигателях появляются микротрещины, которые приводят, к тому, что при работающем двигателе газы попадают в систему охлаждения под большим давлением. На холодном двигателе охлаждающая жидкость попадает в цилиндр.

Забитый радиатор печки

Если вы исключили все вышеописанные поломки, но при работающей печке воздух в салон подается еле теплый, то возможная причина — забитый радиатор печки. Он может быть забит поверхностно, из-за попадания насекомых и листьев, или с внутренней стороны (например, из-за попадания герметика).

забитый салонный фильтр

В первом случае воздух будет слабо циркулировать через решетку радиатора, во втором будет греться только часть поверхности радиатора. Проблема устраняется очисткой или заменой радиатора отопителя.

Неисправность салонного фильтра

Циркуляция воздуха в системе отопления автомобиля может быть затруднена салонными фильтрами, требующими замены. Основные «симптомы»: запотевание стекол, появление постороннего запаха, плохая работа вентиляции.

На данный момент можно приобрести в основном фильтры двух типов: пылевой и угольный. Проблема решается простой заменой салонных фильтров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Даю согласие на обработку моих персональных данных. Соглашаюсь с Политикой конфиденциальностии и Пользовательским соглашением