Двигатель своей девятки «потерять» довольно просто!
Среди множества причин есть и его критический перегрев.
Нужно не много:
- в жаркий день пробка у светофора,
- окалина в радиаторе,
- отказ вентилятора
- — лавинообразный рост температуры.
Итог:
- дым из-под капота,
- фейерверк в виде вылетающей пробки бачка
- и фонтан брызг раскаленного тосола и масла в моторный отсек.
Впечатляющее зрелище, но не только: как следствие серьезные, а иной раз и катастрофические проблемы с двигателем — расплата за беспечность и невнимательность.
Отсюда первый важный вывод: в автомобилях линейки «Самара» ранних выпусков работа вентилятора определяется «на слух».
В салоне нет аварийных сигналов об отказах в системе охлаждения. Такое положение трудно назвать нормальным.
Опыт эксплуатации ВАЗ — 2109 говорит о многочисленных случаях аварий и разрушения двигателя ввиду того что не срабатывает вентилятор.
Радиатор охлаждения использует принцип конвекции, но не воздуха, а охлаждающей жидкости: тосола, антифриза. Это принцип теплообмена жидкости, которая поднимаясь по трубкам радиатора, отдает ему излишки температуры. Таким образом, повышается и к. п. д. и стабильная работа самого мотора.
Однако и сам радиатор нагревается. Если причина: плохая циркуляция, жидкость уходит обратно в мотор горячей. Это характерно при нагрузочных режимах работы двигателя: частые кратковременные рывки с места,
неисправности контуров охлаждения:
- термостата,
- патрубков,
- радиатора,
- вентилятора,
- электрической схемы.
Именно поэтому АВТО ВАЗ декларирует постоянный контроль по прибору температуры во время движения.
Рабочая t жидкости в двигателях ВАЗ — 2109: 92-98 градусов (в зависимости от типа двигателя).
Кто и как управляет пуском вентилятора, который в шутку водители назвали «карлсоном»?
Поступая из мотора, горячий тосол нагревает датчик.
При росте температуры выше уставки, электрический сигнал приходит от датчика на обмотку реле, которая срабатывает, замыкает цепь питания.
Вентилятор включается и «сгоняет» температуру.
Реле размыкается, цепь питания обрывается.
Заметим, что сам датчик неремонтопригоден.
При неисправности его меняют.
Экономить на нем бесполезно.
Элементы схемы расположены на плате под капотом, с водительской стороны под пластиковой крышкой.
В последних моделях Самары монтажный блок модели 2114-3722010-60 (ножевые предохранители) расположен по иному, а самого реле нет.
Элементы и проверка работоспособности почему не срабатывает вентилятор ваз 2109:
- резьбовой датчик в корпусе радиатора типа 9030330 на 20А;
- реле включения электродвигателя K9 типа 113. 3747;
- вентилятор электромеханический с двигателем постоянного тока МЭ-272 (или словенского производства) с частотой оборотов 2550 об/мин. плавкая вставка (предохранитель) – 16А, рабочее место на колодке- 8.
Проверка работы: открыть капот, запустить двигатель на холостом ходу и догнать температуру до уставки. Контроль по прибору в салоне. При достижении 98 градусов, вентилятор срабатывает с характерным жужжанием, под капотом четко видна его работа, на приборе в салоне стрелка указателя уходит на понижение. Обычно сгоняет температуру за 0. 5-1. 0 мин. Если при росте до 100 градусов вентилятор не срабатывает, глушить мотор и искать неисправность.
Статистика повреждений из-за чего не срабатывает вентилятор на ваз 2109:
- -перегорание плавкой вставки или ее плохой контакт в колодке 45-50%;
- -плохое контактное соединение проводов в колодке вентилятора 20%;
- -вышло из строя реле
- -прерыватель вентилятора на колодке 8-10%;
- — вышел из строя датчик температуры схемы 8-10%;
- — неисправность электродвигателя вентилятора 4-5%;
- — неисправность мех части вентилятора (клин) 4-5%;
Сняв фишку с проводами с двигателя вентилятора измерить сопротивление обмотки электродвигателя. При отсутствии мультиметра, кратковременно соединить проводами выводы обмотки двигателя и клеммы аккумулятора, фиксировать момент пуска вентилятора.
Замена вентилятора на ваз 2109
- — Снятие и установка вентилятора производится только на холодном двигателе и отсоединенной клеммой «– «с аккумулятора.
- — отсоединить колодку с проводами от двигателя вентилятора;
- -отверните ключом 2 болта и 2 гайки крепления кожуха вентилятора;
- -немного наклонить кожух с вентилятором в сторону радиатора и вынуть его из моторного отсека;
- — новый установить в обратном порядке.
Большинство опытных авто владельцев собирают схему ручного вкл. вентилятора с места водителя, устанавливая дополнительный тумблер в салоне, включают в цепи контроля «пищалки» или сигнальные лампы.
Здоровье «Карлсона» – здоровье мотора!
Как вам статья?
Такую проблему редко где встретишь.
Точно
Спасибо за объяснение проблемы.
Надеюсь вам удалось найти проблему.
Выяснил проблему. Спасибо!
Спасибо автору за пост!
А с виду похожа на видеокарту.
Верно подметили
Теперь понимаю, в чем было дело
Ошибка моя была ясна. Спасибо
Интересно было узнать в чем именно проблема