Даже у самых отъявленных двухколесных проходимцев есть свои пределы. И чтобы отодвинуть их подальше, мото инженеры позаимствовали у автомобилей-внедорожников их главный козырь – привод на все колеса. Полноприводные мотоциклы любимы многими байкерами.
Это звучит вызывающе, но все же кроссовый мотоцикл способен заехать в такие дебри, которые его четырехколесному конкуренту даже в самом страшном сне не снились.
Полноприводная мототехника у нас до сих пор в диковинку.
Но 2х2 – это только в арифметике просто, здесь же задача усложнилась новыми условиями — нужно, чтобы:
- переднее колесо перемещалось вертикально и меняло угол относительно вертикали,
- при этом неподрессоренные массы должны быть невелики,
- а системы крепления и привода колеса сбалансированы относительно горизонтали,
иначе мотоцикл поведет вбок.
С тех пор увидели свет самые невероятные конструкции: и привод тросом в оболочке, и разной степени сложности карданные сочленения, и электромоторы, и гидравлические системы.
- Но наиболее широкое распространение получили две модели:
- Полноприводные мотоциклы: Rokon — уникальный байк
- Yamaha WR450F 2-Trac – первый серийный спортивный мотоцикл с полным приводом
- Полноприводные мотоциклы: пробудился интерес у производителей
- К 2012 году компания представила несколько моделей полноприводных мотоциклов, которые уже доступны в США:
Но наиболее широкое распространение получили две модели:
- механика – когда колесо приводится шестеренками/валом/цепью,
- и гидравлика – когда специальный насос через магистраль вращает гидромотор на переднем колесе.
Полноприводные мотоциклы: Rokon — уникальный байк
Инженеры Rokon просто упразднили переднюю подвеску, а в качестве амортизаторов используются пневматики низкого давления.
Первопроходцем формулы 2×2 можно считать американскую компанию Rokon, основанную в 1960 году.
Ее мотоциклы напоминают половину трактора и практически без изменений выпускаются по сей день – с моторами Honda или Kohler, 3-ступенчатой КПП и центробежным сцеплением.
Переднее колесо приводится комбинацией цепей и шестерен, причем проблему его перемещения относительно вертикальной оси инженеры поначалу решили, просто упразднив подвеску.
Это было оправдано применением пневматиков низкого давления, которые и обеспечивают плавность хода, а заодно позволяют байку не тонуть в жидкой грязи и не зарываться в песок.
Позже у одной из версий рычажная передняя подвеска все же появилась. Для привода переднего колеса здесь используется сдвоенный карданный шарнир у рулевой колонки, позволяющий рулю поворачиваться на угол до 50 градусов (не каждый зад неприводный байк может таким похвастаться), и угловой редуктор, от которого двумя цепными передачами приводится колесо.
Rokon – совершенно уникальный байк, способный проехать где угодно, а в особых случаях его можно пронести на себе. Недаром в 2001 году партию таких машин закупила армия Иордании.
Yamaha WR450F 2-Trac – первый серийный спортивный мотоцикл с полным приводом
А вот среди гражданского населения всерьез о мотоциклах 2х2 заговорили в январе 2004 года, когда Дэвид Фретине на полноприводной Yamaha WR450F 2-Trac отметился в ралли «Париж–Дакар».
Гонщик был классифицирован в классе 450 см3, но привез десятки минут мотоциклам с куда большим рабочим объемом, победив на трех этапах и заняв седьмую строчку в общем мотозачете. В компании отреагировали быстро: на рынок вышла гражданская версия «боевого» эндуро, который, пожалуй, и стал первым серийным полноприводным мотоциклом.
Первый прототип полноприводного мотоцикла с тремя скрещенными камертонами на эмблеме мир увидел в 1998 году. Система, разработанная совместно с «королем подвесок» Ohlins, гениально проста:
- маслонасос, приводимый цепью от КПП,
- магистраль
- и гидромотор на переднем колесе.
Если заднее колесо загружено, давление, создаваемое маслонасосом, невелико. Но при пробуксовке заднего колеса гидромотор получает больше масла и, соответственно, направляет больше тяги вперед – максимум 15%.
Гидравлика занимает немного места, требует меньше точности при изготовлении, не столь капризна, как механика, и удобно компонуется. Rokon когда-то тоже экспериментировал с гидроприводом, но не сложилось.
Спортсмены, опробовавшие новинку, все как один утверждали, что WR450F 2-Trac легко проходит там, где зарывается его классический аналог с такими же шинами и мотором, а на грязи, песке или мокрой глине он еще и отличается лучшей управляемостью.
Но… Большие неподрессоренные массы, дополнительный вес, сложность изготовления и калибровки и сильно увеличившийся ценник – не лучшее оружие в борьбе за клиента. И по сей день Yamaha WR450F 2-Trac крайне редко встречается на кроссовых трассах, да и поставлялась она в очень ограниченное число стран.
Полноприводные мотоциклы: пробудился интерес у производителей
Австрийская компания KTM запатентовала конструкцию, в которой используется электромотор. Правда, о серийном выпуске речь тоже пока не идет. В серию же внезапно пошли мотоциклы из… США!
Американец Стив Кристини еще лет двадцать назад создал конструкцию полноприводного… велосипеда, успешно поставленного на поток. Вскоре появилась система механического привода переднего колеса и для мотоциклов. После удачных тестов Christini получила заказы от Вооруженных сил США, после чего ее дела пошли в гору.
Кит-наборы для мотоциклов Honda и KTM успешно продавались всем желающим. Не так и много времени потребовалось, чтобы производство «китов» переросло в выпуск собственных мотоциклов.
Система полного привода от Christini полностью механическая
Система переднего привода от Christini полностью механическая.
К 2012 году компания представила несколько моделей полноприводных мотоциклов, которые уже доступны в США:
- свежий 450DS dual sport machine,
- 450 Supermoto,
- 250сс
- и самая последняя разработка – 300-кубовый внедорожник.
Но энтузиастам полного привода не обязательно искать по европейским барахолкам подержанный Yamaha WR450F 2-Trac или заказывать из Штатов гламурный Christini.
В данный момент разработки ведут российские и украинские энтузиасты. Известен, в частности, украинский проект Civar. Но о серийном производстве таких аппаратов речь пока не идет.
При всех достоинствах полного привода на мотоцикле популярным в ближайшее время он не станет. Однако перспективы формулы 2×2 неисчерпаемы.
И когда конструкции передачи крутящего момента на переднее колесо мотоцикла будут:
- легкими и надежными,
- а главное – доступными в цене,
- полный привод на одноколейном транспорте станет настоящей вехой в повышении безопасности езды, как в свое время случилось с ABS.
И уж точно он позволит заехать на мотоцикле в такие места, откуда ни до какого трактора из известной джиперской поговорки уже будет не дойти.
Как вам статья?
Я как бы все равно не понял отличия от обычного мотика.
Прочитайте пожалуйста вимательнее
Полезная в своем деле )