Топливный рынок впал в беспрецедентный кризис. И если годами рост розничных цен на горючку удавалось сдерживать на уровне инфляции, то этой сказочке пришел конец. Кабмин рассматривает два сценария, способных поднять цены на бензин, — самый социально значимый и экономически важный товар.
Екатерина Максимова
Топливный опт живет по законам рынка, а розница регулируется. Как лечить такой нездоровый перекос?
Кто виноват и что делать?
Отказаться от многолетнего правила искусственно сдерживать цены на АЗС? Этот вопрос перестал был риторическим. Российский топливный союз (РТС) направил официальное предложение вице-премьеру Александру Новаку именно с таким предложением.
«Весь розничный ретейл на сегодня работает с отрицательной маржей. И нефтяные компании, и независимые. Мы предлагаем прекратить сдерживать розничные цены на бензин в рамках потребительской инфляции. Сейчас используется индекс потребительской инфляции, который абсолютно не учитывает многие факторы, влияющие на себестоимость топлива. Поэтому наше предложение — его расширить и учитывать те факторы, которые реально влияют на бизнес», — заявил «Новым Известиям» глава РТС Евгений Аркуша.
Участники Российского топливного союза, а это почти 30 ассоциаций и предприятий, указали куратору топливного рынка Новаку на то, что в индекс потребительских цен от Росстата не входят ни кредиты участников рынка, ни стоимость обновления оборудования, ни тарифы РЖД, ни затраты на оплату труда.
А нагрузка объективно растет. Это и повышение акцизов на 13,5%, которые выплачиваются с каждой тонны топлива (вклад акцизов в литре топлива составляет более 13 рублей), и рост налога на прибыль. Тарифы от РЖД также растут выше инфляции (почти +14%). Да и заградительная ключевая ставка от Центробанка превратила кредиты в непосильную кабалу. Участники РТС предлагают создать для автозаправок особый композитный индекс, который расширит статистику от Росстата.
«Мы не хотим изменить коэффициент инфляции ни в коем случае. Просим лишь актуализировать данные», — добавил Евгений Аркуша.
На уточняющий вопрос «НИ», на сколько процентов в этом случае могут повысится цены на бензин в рознице, глава РТС ответить отказался.
«На эти вопросы я точно не отвечаю. Как будет, так и будет», — резюмировал Аркуша.
Что ответит авторам письма правительство, скоро узнаем. Александр Новак спустил этот вопрос на уровень Минэка, Минфина и Минэнерго, которые озвучат свой вердикт до 25 сентября.
Ударим демпфером по АЗС?
Временным запретом на экспорт бензина, под который попали «Роснефть», «Газпром Нефть», «Башнефть» и прочие нефтяные гиганты, выровнять ситуацию на топливном рынке не удалось.
Как ранее пояснял ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, предполагалось, что в этом случае нефтяные компании начнут продавать излишки на внутреннем рынке через биржу. Дополнительные объемы, соответственно, собьют оптовые цены. План, увы, не сработал. Нефтяные котировки продолжили свой галоп.
При этом кабмин согласился «протянуть руку помощи» нефтянке и готов повысить порог отсечения для выплат топливного демпфера. Отклонение цен на бензин решили увеличить до 20%, а на дизельное топливо — до 30%. И этот шаг также приведет к росту топливных цен в рознице.
В настоящий момент ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании. — Прим. ред.) лишаются миллиардных выплат от государства, если среднемесячные биржевые цены выше на 10% для бензина и на 20% для дизельного топлива. К примеру, в августе биржевые котировки, взлетевшие почти до 70 тыс. рублей за тонну, превысили демпферный порог на 10%.
Независимый эксперт ТЭК Кирилл Родионов напоминает, что при таком демпферном послаблении биржевые цены на АИ-92 «законно» повысятся с 66 495 до 72 540 рублей за тонну, а цены на дизельное топливо — с 68 640 до 74 360 рублей за тонну.
Проще говоря, переход к новой системе позволит нефтяникам ни в чем себе не отказывать и продавать бензин на бирже еще дороже, не опасаясь потерь по демпферным выплатам.
Родионов констатирует, что риски непосредственно для АЗС увеличиваются. К тому же ситуация на АЗС и так вышла за рамки «инфляция минус». Росстат зафиксировал, что с декабря прошлого года бензин автомобильный подорожал на 7,2%.
Украина бьет по НПЗ и сокращает выпуск бензина
Послабления для ВИНК — мера вынужденная, признают и Минфин, и эксперты. Атаки украинских беспилотников на крупнейшие НПЗ России медленно, но верно продолжают усиливать топливный кризис.
Как отмечал Игорь Юшков, затраты нефтяников, нефтеперерабатывающие заводы которых работают на западном оборудовании, увеличились. Нужны деньги на дополнительные ремонты НПЗ после дроновых атак. И где их искать? Правильно, на внутреннем рынке, раз перекрыт экспорт.
За свежими примерами массированных ударов далеко ходить не надо. 20–21 сентября Минобороны РФ подтвердило, что над Самарской областью были сбиты 15 беспилотников. Еще десятки БПЛА целились по Ростовской и Саратовской областям.
Данные о том, что целью дронов становились нефтеперерабатывающие заводы, в официальные сводки не попадают, но бабахнуло в районе Саратовского НПЗ «Роснефти», мощность переработки которого составляет 7,0 млн тонн в год. В Самарской области было жарко возле еще одного актива «Роснефти».
С августа по сентябрь в тревожные сводки попадали Ильский, Афипский, Славянский, Волгоградский, Краснодарский и Киришский нефтеперерабатывающие заводы.
НПЗ, потрепанные атаками, совокупно сократили производство бензина и дизеля уже на 17%. И это огромные потери.
Потому никто уже и не удивляется, что за неполный 2025 год горючка в опте на Петербургской бирже прибавила почти 50%. АИ-92 подорожал до 75,8 тыс. рублей за тонну. И так дорогой АИ-95 на бирже торговался за 78,8 тыс. рублей за тонну. В рознице АИ-95 подорожал в среднем до 64,78 рубля за литр.
Продать в плюс непосредственно на автозаправке при таких цифрах (без учета транспортировки, хранения, налогов и т. д.) просто невозможно, резюмируют участники рынка. Так что владельцам 55 млн транспортных средств, зарегистрированных в стране, скоро придется узнать, почем нынче нефтяные недра России.