Shutterstock/FOTODOM Проблема развития прибрежных территорий — одна из ключевых для урбанистики и экономики всей России. От Дальнего Востока до Волги эти зоны обладают колоссальным, но часто нераскрытым потенциалом. Осенью эта тема стала центральной на двух крупных площадках: в сентябре на Восточном экономическом форуме во Владивостоке обсуждали «природный урбанизм» городов Дальнего Востока, а в октябре на форуме «Реки. Круизы. Маршруты» в Нижнем Новгороде говорили о новых подходах к оценке инвестиций в водную инфраструктуру. Со «Стройгазетой» своим видением ситуации поделилась урбанист, архитектор, руководитель комиссии по яхтенному туризму в Российском союзе туриндустрии и основатель проектно-консалтингового агентства «Простор» Анна НОСОВА, выступившая на обоих мероприятиях.

Анна Сергеевна, почему урбанистике Дальнего Востока следует уделять отдельное внимание? В чем здесь ключевая специфика и потребность?
Урбанизм Дальнего Востока стоит особняком: это 40% территории страны и лишь 5% населения. Развитие здесь возможно исключительно с участием и включением людей, поэтому задача не только остановить отток населения, но и обеспечить его приток, причем за счет специалистов мирового уровня, ученых и студентов. Помимо экономических мультипликаторов, мы должны создавать среду, которая бы стала центром притяжения для людей. Сделать это можно только с полным глубоким пониманием специфики региона, который на экономическом, социальном и даже культурном уровнях сформирован близостью не просто «большой воды», а Тихого океана!
Как заметил на форуме мэр Константин Шестаков, «Владивосток — это сопки, утопающие в море». Этот мощнейший фактор наряду с особым ландшафтом, удаленностью от центральной России и соседством с азиатскими экономическими центрами делает Дальний Восток по-настоящему особенным.
Какие проекты там сейчас актуальны?
Три года назад по заказу Фонда ИНТЦ «Русский» мы большим консорциумом во главе с агентством «Простор» и совместно с командой Дальневосточного федерального университета приступили к решению одной из ключевых урбанистических проблем в столице Приморья.
На тот момент между кампусом и городом существовал структурный разрыв — «родовая травма», из-за которой город фактически оказался без молодежи: дело в том, что ДВФУ создали на основе инфраструктуры, оставшейся после саммита АТЭС в 2012 году, объединив четыре отдельных института, и в результате фактически все студенчество переехало на остров Русский, оказавшись без привычных городских сервисов в пешей доступности.
Чтобы это компенсировать, мы разработали мастер-план нового технологичного города, цель которого — связать инфраструктуру для будущих компаний-резидентов с запросами студентов ДВФУ и горожан.
А что с другими морями? Россию омывают 15 морей, а внутри — множество рек и озер. Есть ли развитие и там?
Да, более того, существует национальный проект «Пять морей и озеро Байкал», согласно которому до 2030 года в России планируется открыть десять новых всесезонных курортов. Новые туристические кластеры появятся в различных регионах, включая Санкт-Петербург, Калининградскую область, Крым, Краснодарский край, Дагестан, Бурятию, Иркутскую и Запорожскую области и интересный в контексте ВЭФ Приморский край.
В Приморье вода — вообще смыслообразующая стихия, на ней базируются экономика региона, туризм и отдых жителей. Однако сейчас огромное количество лодок просто некуда ставить, это уникальный нереализованный спрос, накопленный десятилетиями. Один из самых популярных видов отдыха — водные прогулки до островов. В хорошую погоду в выходные вы не увидите людей в городе, они, скорее всего, взяли катер и уехали на острова отдыхать. Большой плюс — на Дальнем Востоке много естественных укрытий для якорных стоянок, что позволяет развивать на первоначальном этапе яхтинг экспедиционного характера без значительных затрат на обустройство.
Насколько велик спрос на яхтенный туризм в России?
В последнее время спрос на паруса растет, но, к сожалению, далеко не всегда может найти реализацию в нашей стране. Это связано не столько с сезонностью, сколько с недостаточным развитием инфраструктуры. Однако экономически активные граждане находят выход. По моим наблюдениям, в маринах Турции количество русскоговорящих команд яхтенных туристов уже нередко больше, чем западноевропейских.
Но развивать это направление нужно не только ради удовлетворения спроса: яхты создают мультипликативный эффект — потребность в услугах технического обслуживания и хранения побуждает к развитию портовой и сервисной инфраструктур: марины, ремонтные мастерские, верфи и пр.
Недавно на форуме в Нижнем Новгороде вы говорили о новых подходах к оценке федеральных инвестиций. Как новые правила помогут развивать прибрежные территории?
Действительно, на форуме «Реки. Круизы. Маршруты» мы обсуждали важную законодательную новеллу — приказ Минэкономразвития, который вносит корректировки в методику оценки использования средств федерального бюджета на капитальные вложения. Теперь федеральные вложения в инфраструктуру, включая водно-транспортную, будут оцениваться не только по финансовой составляющей, но и с учетом социально-экономических эффектов: влияние на занятость, доступность услуг, развитие агломераций.
Приказ, по сути, закрепляет позитивную практику, которую уже начали применять в некоторых регионах, заинтересованных в том, чтобы проекты после их формального завершения не стагнировали. Еще на стадии проектирования можно и нужно закладывать комплексные решения, чтобы они обладали экономическими мультипликаторами и стимулами для делового и социального развития.
Чтобы в полной мере управлять федеральными инвестиционными проектами с учетом новых параметров Минэкономразвития, регионам стоит выступать в роли системных операторов водной экономики. Это может быть в форме АНО или управляющей компании, аккумулирующей водно-земельные ресурсы. Такое решение позволит выстраивать единый инвестиционный контур, синхронизировать частные проекты с городской стратегией и федеральными нацпроектами.
Насколько инфраструктурная стройка у воды является альтернативой для инвесторов сейчас, на фоне снижения объемов жилищного строительства?
В инфраструктурном строительстве обороты только растут, это правда. Государство инвестирует в крупные проекты и развитие территорий, чтобы создать нужный для экономики мультипликатор в моменте и заложить положительный потенциал для будущего. Также никто не отменял задачи по реализации мастер-планов 200 городов и большого количества проектов комплексного развития территорий, не стоит на месте развитие водного транспорта и прибрежной инфраструктуры в регионах.
Это влияет и на жилую недвижимость у воды: она всегда пользуется повышенным спросом в силу ограниченности предложения. Поэтому такое жилье имеет больше конкурентных преимуществ и интересно для инвесторов даже во время кризиса. Более того, когда спрос на рынке восстановится, развитая инфраструктура у воды дополнительно на 30% повысит стоимость недвижимости в соседних районах.
Как видно, перспектив для инвесторов множество, но если бы все было так просто…
Что мешает более интенсивному росту?
Мешает запутанность нормативной базы, где даже не нашлось определения «яхтинга, яхтенного порта (марины)»: сейчас она по юридическому статусу приравнивается к аэропорту — со всеми вытекающими из этого требованиями, буквально несовместимыми с малым и средним предпринимательством. В целом у нас более 60 нормативных правовых актов, которые в той или иной степени влияют на прибрежную гражданскую инфраструктуру, а еще федеральная программа, четыре нацпроекта, поручения президента РФ…
На этом фоне принятие закона о границах речных портов видится пусть и не самым значительным, но четким шагом к решению накопившихся проблем. В Российском союзе туриндустрии мы готовим открытую отраслевую сессию с Минстроем, Минтрансом, Минспорта, Минпромторгом и ключевыми девелоперами, чтобы наконец собрать фрагменты в единую картину. Здесь мы говорим не только о стройке, но и о новых стандартах, цифровых платформах управления акваториями, сервисах бронирования, онлайн-обучении и профессиональных компетенциях.
Есть ли какая-то нормативная поддержка этого развития со стороны государства?
Четыре года назад распоряжением правительства была утверждена «Концепция развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 года», а два года назад — «дорожная карта» по развитию инфраструктуры яхтенного туризма Азово-Черноморского бассейна, которая предусматривает строительство 13 марин на берегу Чёрного моря. Это решение назрело давно, поскольку существующая инфраструктура в Краснодарском крае уже перегружена, а рельеф не предоставляет надежных естественных укрытий.
Кроме того, для снижения сроков и стоимости строительства марин Минстроем России разрабатывается свод правил СП «Яхтенные порты на внутренних водных путях. Правила проектирования». Это должно снять ключевые коллизии для инвесторов. Какие еще регионы России интересны с точки зрения инвестиций в строительство водной инфраструктуры и недвижимости?
Наиболее перспективными представляются Дальний Восток (Хабаровск, Сахалин), Байкал, Балтика, Русский Север, Арктика и, разумеется, Средняя Волга.
В целом прибрежная инфраструктура в России становится точкой роста и территорий, и экономики, оформляясь в полноценную отрасль. Для этого нам следует перейти от голого точечного энтузиазма к системной работе в логике экосистем, где каждый участник видит друг друга и долгую игру. Это откроет рынок для тех инвесторов, которые думают на десятилетия вперед.