В преддверии пересмотра утильсбора: почему в России резко подскочили продажи легковых авто

В октябре продажи новых автомобилей в России выросли более чем на треть по сравнению с сентябрём и впервые за год приблизились к 166 тыс. При этом за месяц в стране было куплено и рекордное число подержанных машин — почти 620 тыс. Наблюдаемый ажиотаж эксперты объясняют предстоящим введением нового утилизационного сбора. Предполагается, что уже с 1 декабря его размер может значительно увеличиться для авто с двигателями мощностью больше 160 л. с. В связи с этим специалисты прогнозируют значительный рост продаж и по итогам ноября. Зачем потребовалось обновление правил расчёта утильсбора и как оно может отразиться на рынке — в материале RT.

В октябре 2025 года россияне купили 165,7 тыс. новых легковых автомобилей. Относительно сентября продажи увеличились сразу на 35% и обновили годовой максимум. Такие данные в четверг, 6 ноября, опубликовало аналитическое агентство «Автостат».

По данным компании, самыми продаваемыми, как и прежде, остались автомобили Lada: за месяц в стране было куплено 33,3 тыс. новых машин этого бренда. Остальные места в десятке наиболее популярных марок заняли китайские Haval (26,1 тыс.), Geely (14,2 тыс.), Chery (6,6 тыс.), Changan (6,4 тыс.), Omoda (3,4 тыс.), белорусско-китайская Belgee (10,8 тыс.), японская Toyota (4,2 тыс.), а также новые российские бренды Tenet (8,6 тыс.) и Solaris (5,8 тыс.).

«Продажи новых автомобилей в нашей стране ставят рекорды в 2025 году уже четвёртый месяц подряд, причём с июля они стабильно держатся выше отметки 120 тыс. единиц», — отметили в «Автостате».

Вместе с новыми авто в России значительно вырос спрос и на подержанные модели. Так, по предварительным оценкам, в октябре продажи легковушек с пробегом увеличились на 12% по сравнению с сентябрём — до рекордных 619 тыс. единиц. Как рассказали в «Автостате», самыми востребованными машинами в этом сегменте стали Lada, Toyota, южнокорейские Kia и Hyundai, японский Nissan, а среди премиальных брендов — немецкие BMW, Mercedes-Benz и Audi.

«Столь высокий показатель (продаж. — RT) во многом был предопределён предстоящим введением нового утилизационного сбора, что способствовало активизации части потенциальных покупателей, решивших купить машины до их удорожания. А поскольку срок вступления в силу нового утильсбора был перенесён с 1 ноября на 1 декабря, то следует ожидать и высоких ноябрьских продаж», — отметил руководитель пресс-службы агентства Азат Тимерханов.

По новым правилам

Напомним, ещё в июле Министерство промышленности и торговли России предложило увеличить ставку утилизационного сбора для автомобилей с двигателем мощностью более 160 л. с., которые ввозят в Россию физлица для личных нужд. Проект соответствующих поправок был опубликован 12 сентября, и предполагалось, что они вступят в силу уже в ноябре.

Между тем после неоднозначной реакции общественности власти решили отложить введение новых параметров до декабря. Как объяснили в Минпромторге, такая отсрочка позволит уберечь от незапланированных допрасходов всех, кто заказал и оплатил авто ещё до появления информации о нововведениях и столкнулся с задержками при доставке.

«Изменения не отразятся на автолюбителях, которые оплатили утильсбор на иномарку по действующим параметрам до вступления в силу новой нормы… (Однако. — RT) сейчас при планировании новых заказов на зарубежные автомобили необходимо учитывать предлагаемые изменения в расчёте утильсбора», — заявили в ведомстве.

В преддверии пересмотра утильсбора: почему в России резко подскочили продажи легковых авто

Согласно предложению министерства, базовая ставка утильсбора будет формироваться на основании типа и объёма двигателя, а его мощность станет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале. Другими словами, чем мощнее мотор, тем выше будет коэффициент и итоговый сбор.

Как рассказал RT владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов, изменения, по сути, подразумевают «серьёзную перестройку всего автомобильного рынка» страны. Так, если прежде физлица платили «символические» 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль или 5,2 тыс. за авто старше трёх лет, независимо от его характеристик, то теперь для машин мощнее 160 л. с. будут действовать коммерческие тарифы.

Средняя стоимость литра бензина АИ-92 в России за неделю выросла на 0,7% — до 62,13 рубля, а литр АИ-95 подорожал на 0,5% — до 67,21…

«Популярные китайские и европейские модели с двигателями от 180 до 200 л. с. могут подорожать с 750 тыс. до 2 млн рублей. Для тех, кто планировал покупку мощного автомобиля, это серьёзный пересмотр бюджета. При этом машины, уже находящиеся на складах дилеров, продолжат продаваться по старым ценам, что и вызвало ажиотажный спрос в октябре — ноябре», — объяснил Иванов.

Хотя нововведения и приведут к подорожанию целого ряда автомобилей, повышение цен не будет носить массовый характер, уверены эксперты. По словам Алексея Иванова, сегодня почти 90% российского автопарка приходится на долю машин мощностью до 160 л. с., а для них будут сохранены льготные ставки утильсбора. Таким образом, ценовой подъём станет не повсеместным, а локальным и в первую очередь затронет ниши, где ранее активно использовался параллельный импорт, отметил автоэксперт компании Tamashi Константин Ожогин.

«Обновлённая методика утильсбора прежде всего нацелена на наведение порядка в сегменте мощных автомобилей и сокращение серого импорта. Фактически государство стимулирует переход к более доступным и энергоэффективным моделям, ограничивая поток мощных машин, которые чаще всего завозились в обход официальных каналов», — пояснил собеседник RT.

«Катализатор локализации»

По словам Алексея Иванова, за счёт пересмотра параметров утильсбора государство хочет перекрыть серые схемы, когда автомобили ввозятся в Россию якобы для личного пользования, а на деле идут на перепродажу. Таким образом, руководство страны стремится создать более благоприятные условия для отечественных производителей и тех, кто готов вкладываться в локализацию на территории РФ.

«Новые правила работают как катализатор локализации. Отмечу, что Haval уже выпускает машины в Тульской области, Geely собирают в Белоруссии с беспошлинным ввозом в Россию, а на бывшем заводе Volkswagen в Калуге запущено производство кроссоверов Tenet — по сути, переименованных Chery Tiggo. Параллельно идут переговоры о локализации Changan, Hongqi и Avatr, причём с конкретными планами на 2026 год», — отметил Иванов.

В преддверии пересмотра утильсбора: почему в России резко подскочили продажи легковых авто

По словам специалиста, когда импорт готовых автомобилей становится экономически менее выгодным, капитал начинает идти туда, где есть преференции, — в производство на территории страны. Для покупателей это означает, что выбор будет смещаться в сторону марок, которые уже наладили сборку в России и могут предложить более доступные цены, пояснил Алексей Иванов.

«Китайские производители понимают это и активно работают над расширением локального производства — у них есть технологии, гибкость и готовность вкладываться в долгосрочные проекты на российском рынке. Так что новые правила утильсбора — это не столько ограничение, сколько чёткий сигнал для рынка: будущее за теми, кто создаёт ценность здесь, а не просто везёт готовую продукцию через границу», — добавил собеседник RT.

Как полагает Константин Ожогин, с учётом ожидаемых изменений китайские производители, вероятно, начнут активнее адаптировать свои модельные ряды под российские условия. Одновременно эксперт ждёт увеличения доли отечественных машин на рынке вместе с расширением комплектации доступных моделей, а также не исключает, что среди импортируемых авто станут появляться модификации с «дефорсированными» двигателями, которые будут подпадать под льготные условия утильсбора.

Более того, ожидаемые нововведения должны благоприятно сказаться и на состоянии бюджета, поскольку позволят пополнить его дополнительными средствами. Таким мнением с RT поделился вице-президент Ассоциации экспортёров и импортёров Артур Леер.

«Ожидается, что обновлённая система обеспечит поступление значительных сумм за счёт перерасчёта ставок сбора. Основной эффект от их применения станет заметен уже в следующем году, когда можно будет оценить статистику продаж и окончательно понять, насколько рынок адаптировался к новым условиям», — заключил Леер.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.