Итальянской актрисе было 87 лет
Пока мы спали, с итальянских берегов пришли печальные новости: на этом свете больше нет Клаудии Кардинале. Икона кино 1960-х годов, получившая признание как «девушка мечты» Италии, чью роскошную красоту воспевали режиссеры Лукино Висконти, Серджо Леоне и Федерико Феллини, скончалась во французском Немуре в возрасте 87 лет. Она умерла в окружении своих детей.
Информацию о смерти Клаудии Кардинале изданию France-Presse подтвердил агент актрисы Лоран Саври. Причина смерти не сообщается.
Клаудия Кардинале — символ золотого века итальянского кино. За свою 60-летнюю карьеру она снялась более чем в 150 фильмах, включая такие шедевры, как «Рокко и его братья» и «Леопард» Лукино Висконти, «Восемь с половиной» Федерико Феллини, «Однажды на Диком Западе» Серджо Леоне и классическая комедия Блейка Эдвардса «Розовая пантера».
Ее партнерами были Марчелло Мастроянни, Генри Фонда, Марлон Брандо, Ален Делон, Джереми Айронс, Берт Ланкастер.
Итальянский кинокритик Массимо Бенвенью в разговоре с The New York Times рассказал, что Кардинале часто ставили в один ряд с Софи Лорен и Джиной Лоллобриджидой как итальянскими секс-символами 1960-х и 1970-х годов, хотя у нее был более доступный экранный образ.
«Звезды того времени — Анита Экберг, Софи Лорен, Брижит Бардо и Джейн Мэнсфилд — те, кого называли „маджорат“, — были женщинами с очень пышными формами, — рассказал Бенвенью. — Она была менее пышной и больше походила на девушку по соседству. Она была более настоящей».
Клаудия Кардинале родилась в Тунисе, когда тот был французским протекторатом, 15 апреля 1938 года в семье иммигрантов из Сицилии. В подростковом возрасте она совсем не интересовалась актерской карьерой. Когда ей было 18 лет, она приняла участие в конкурсе красоты, организованном ее матерью в посольстве Италии в Тунисе. Тогда Кардинале короновали как «самую красивую итальянку Туниса».
Призом стала поездка на Венецианский кинофестиваль, где ее много фотографировали итальянские СМИ. (Позже она призналась, что это было из-за ее бикини.) И хотя к тому времени она уже снялась в нескольких фильмах, в интервью журналистам она заявила, что не стремится стать актрисой.
«После этого она появилась на обложках всех итальянских журналов под заголовками вроде „Вот девушка, которая не хочет сниматься в кино“», — сказал кинокритик Бенвенью.
Позже итальянскому продюсеру Франко Кристальди все же удалось подписать с ней контракт, и Кардинале начала свою карьеру. Прорывом для нее стала роль в комедийной криминальной драме 1958 года «Большая сделка на улице Мадонны» режиссера Марио Моничелли. Также она снялась в нескольких крупных фильмах, включая удостоенный премии «Оскар» фильм Феллини «Восемь с половиной».
«Потом ее просто стали называть „девушкой Италии“, девушкой вашей мечты», — сказал Бенвенью.
Кинокритик Лариса Малюкова, вспоминая итальянскую актрису, написала у себя в телеграм-канале, что, несмотря на головокружительные успехи, у Клаудии Кардинале не было звездой болезни.
«Когда она с Олимпа прибыла на тяжелейшие зимние съемки „Красной палатки“ Калатозова вместе с Шоном Коннери, изумляла дисциплинированностью и работоспособностью. Некоторые участники группы попали в больницу с обморожением. Мороз был запредельный. Все смотрели на хрупкую, по идее — капризную звезду… А ей, между прочим, рожденной в Африке, было нипочем. На одной из смен она продолжала сниматься в промокших от снега сапогах, не позволив прервать съемку».
«Зато она быстро выучила слово „NIET“. Так она отсекала притязания многочисленных русских мужчин», — вспоминает Лариса Малюкова.
Невозможно красивая, Кардинале не могла похвастаться счастьем в личной жизни. В 1966 году она вышла замуж за того самого продюсера Франко Кристальди, брак с которым не считала официальным. В поздних интервью Кардинале описывала свои отношения с Кристальди как полностью находящиеся под его контролем. Сейчас его бы назвали абьюзером — он буквально диктовал, как ей жить, забирал себе большую часть ее зарплаты, которую она получала, работая с американскими кинорежиссерами.
«Я была просто наемной сотрудницей, как офисный работник», — рассказывала актриса.
В 1975 году они развелись, и Кардинале закрутила роман с независимым режиссером Паскуале Сквитьери. У такого решения были серьезные для карьеры актрисы последствия — ее буквально изгнали из итальянской киноиндустрии. Икона итальянского кинематографа возобновила работу во Франции, не брезгуя второстепенными ролями. Однако ее все устраивало, и она прожила со Сквитьери до его последнего вздоха в 2017 году.
В последние годы Клаудия Кардинале жила с сыном и дочерью в Немуре, где основала фонд своего имени — он поддерживал искусство, уделял внимание женщинам и окружающей среде. В 2000 году ЮНЕСКО назначила Кардинале послом доброй воли «в знак признания ее приверженности улучшению положения женщин и девочек».
«Моя мать была очень адаптивной», — сказала г-жа Сквитьери.
«Она не была капризной женщиной с огромными потребностями, которая капризничала бы только потому, что она звезда. Она всегда была очень скромной в своих просьбах. Она всегда, всегда, всегда останавливалась, чтобы раздать автографы. Она терпеть не могла телохранителей; она всегда хотела быть как можно ближе к людям. Она чувствовала себя очень счастливой благодаря своей удаче», — рассказывала дочь Клаудии Кардинале.
«И еще у нее было отличное чувство юмора, — отмечает Лариса Малюкова. — Поэтому она так любила высказывание британского актера Дэвида Нивена: Клаудия Кардинале — лучшее изобретение итальянцев после спагетти. И да, она стала символом золотого века итальянского кино».
Еще одним «изобретением итальянцев», с которым мир простился в этом месяце, стал Джорджо Армани, и мы открыли 7 мифов и фактов об именитом модельере.