На совещании о результатах работы БелАЭС президент Александр Лукашенко заявил о кардинальном изменении облика энергетики. Это касается и энергопотребления, когда, например, остановки общественного транспорта в час пик разгрузят за счет электробусов вместо маршруток.
Электробусов для нужд столицы по итогам 2025 года собираются поставить 44 единицы. Также будет поставлено 90 троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
В этом году в Минске на закупку подвижного состава общественного транспорта выделено в 1,8 раза больше средств, чем в 2024-м. Общественные городские «электрички» завоевывают и другие города Беларуси.
Как раз об этом в масштабах страны на совещании говорил Лукашенко: «Пилотные проекты по переводу общественного транспорта на электричестве внедрены в Жодино, Новополоцке, Шклове. А в целом на сегодняшний день в стране эксплуатируется более 44 тысяч электромобилей и насчитывается свыше 1870 зарядных станций».
Он выразил удивление, что есть недостаток общественных видов транспорта в пригородном и междугороднем сообщении. По словам президента, эта тема поднимается людьми, в том числе в социальных сетях, когда они «обижаются, что стоят, особенно в часы пик, по 150 метров в очередях на маршрутку».
Лукашенко коснулся замены маршруток автобусами «вплоть до того, что не только на двигателях внутреннего сгорания автобусы, но и электробусы поставить». По словам президента, это был бы и более безопасный вид транспорта: «Потеряем мы 2-3 минуты, но живы будем и здоровы».
Заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Дубина говорит, что в стране продолжается плановая замена подвижного состава: ежегодно обновляют не менее 10% парка. Электробусы в фокусе внимания.
Государственной программой «Транспортный комплекс» на 2021–2025 годы в части, посвященной электротранспорту, в первую очередь предусмотрено применение электробусов, гибридных троллейбусов и троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
Отдельное внимание уделено развитию перевозок пассажиров электробусами, городским электрическим транспортом и метрополитеном с учетом работы Белорусской АЭС.
В госпрограмме отмечается, что в 2016–2020 годах была продолжена электрификация железнодорожного направления в IX международном транспортном коридоре: электрифицированы участки Осиповичи – Гомель, Молодечно – Гудогай, железнодорожный обход транспортного узла Минск, электрификация участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров и узла Калинковичи. Так происходит наращивание потребления электричества, вырабатываемого Белорусской АЭС.
Плюс электрификация железной дороги
Эффект продолжающейся электрификации железной дороги многомерный. Он позволяет перевести на электрическую тягу грузовое и пассажирское движение на протяженных участках тягового обслуживания, повысить скорости движения грузовых и пассажирских поездов, снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
Кроме того, повышается комфорт обслуживания пассажиров. Электрификация названных участков позволила назначить пассажирские поезда бизнес-класса на электротяге на направлении Минск – Жлобин – Калинковичи.
Это означает, что население Мозыря, Светлогорска и Калинковичей обеспечивается высокотехнологичными транспортными услугами. Развитие инфраструктуры электротранспорта вообще один из приоритетов госпрограммы.
Ею предусматривается строительство и модернизация (ремонт) коммуникаций городского электрического транспорта, строительство зарядных станций электробусов, развитие и реконструкция производственно-технической базы технического обслуживания.
В результате ее реализации парк автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена будет обновлен экологически безопасными транспортными средствами с улучшенными экономическими характеристиками.
Госпрограмма рассчитана на то, что улучшится экологическая ситуация за счет увеличения доли электрифицированных транспортных средств, выполняющих городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в общем количестве подвижного состава, осуществляющего перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, автомобильным транспортом общего пользования;
Мультипликативный эффект проявится в смежных отраслях промышленности, строительства, торговли, сферы услуг и в конечном итоге повлияет на макроэкономические показатели. Ожидается, что по итогам 2025 года пассажирооборот автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена вырастет более чем на 10% к уровню 2020-го.
Грузооборот автомобильного транспорта, экспорт транспортных услуг по автомобильным перевозкам грузов и пассажиров вырастет от 10 до 30%, а доля электрифицированных транспортных средств, выполняющих городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в общем количестве подвижного состава общего пользования, составит в 2025 году не менее 30%.
Накопители энергии
В качестве базовой модели развития электротранспорта в Беларуси предусмотрено создание комплексной системы, объединяющей решение задач по организации промышленного производства, соответствующего современным требованиям стандартизации и оценки соответствия, транспортного и инфраструктурного обеспечения.
В рамках реализации еще одной – правительственной Комплексной программы развития электротранспорта на 2021–2025 годы – в стране укрепляются кооперационные связи между научными, инжиниринговыми и промышленными организациями.
Это происходит на основе цифровых решений и создания полноценной межотраслевой инфраструктуры, наращивается кадровый потенциал научных и инженерных школ. Комплексная программа создает платформу для реализации масштабного проекта будущего «Национальный электротранспорт»
Как известно, для реализации программы был создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт». В его состав вошли такие компании, как МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, «Белкоммунмаш», «Могилевлифтмаш», «Измеритель», ОИМ НАН Беларуси, БНТУ, «ЭТОН-ЭЛТРАНС», «КЕЙДЖИ ИМПЕКС».
В Жодино работает сборочное производство электротранспорта ОАО «МАЗ».
БЕЛАЗ выпускает большегрузные карьерные самосвалы на электрическом ходу. В прошлом году была представлена новая модель БЕЛАЗ-7513Е с грузоподъемностью 120 тонн. За питание самосвала отвечают 26 литий-ионных батарей, которые размещены в трех энергоблоках. Суммарная мощность аккумуляторов превышает 1500 кВт. Система быстрой зарядки позволяет подзарядить батареи до уровня 80% всего за 40 минут.
Заместитель главного конструктора БЕЛАЗ Михаил Рак сообщил, что с дочерней компанией «Росатома» «Рэнера», которая производит литий-ионные аккумуляторы и накопители энергии, подписано стратегическое соглашение о совместном создании самосвалов, работающих на электричестве.
По официальным данным, на 1 июля 2025 года в Беларуси зарегистрировано 33930 электромобилей. Около 42% (14188 единиц) действующего парка «электричек» зарегистрированы за последний год. Особенно показателен рост корпоративного сегмента: предприятия активно используют налоговые преференции, что способствует обновлению автопарков, новой культуре транспортной экологии.
Если в 2021 году в Беларуси насчитывалось около тысячи электромобилей, то в 2026 году будет уже 50 тысяч. Так меняется облик энергопотребления, драйвером которого стала Белорусская АЭС.